Практика "Юный правовед"

Как организовать работу по правовому воспитанию несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию?

Целевая аудитория

- Воспитанники центра от 8 до 16 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

- Несовершеннолетние, из семей находящиеся в социально опасном положении (СОП);

- Несовершеннолетние, стоящие на профилактическом учете в ОУУП и ПДН.

Описание

Цель: формирование правовых знаний и развитие правовой культуры несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Задачи

  1. Формировать законопослушное поведение и гражданскую ответственность несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию;
  2. Развивать правовое самопознание и позитивные нравственно-правовые нормы поведения;
  3. Организовать работу с родителями по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье;
  4. Осуществлять профилактику правонарушений, преступлений, асоциального поведения воспитанников центра;
  5. Воспитать основы безопасности жизни несовершеннолетних.

Практика «Юный правовед» была разработана в КГБУСО «Краевой социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» в 2021 году. Практика реализуется и в настоящее время. Правовая практика - это одна из форм организации профилактической работы с несовершеннолетними, помогающая им позитивно решать проблемы своего самоопределения, не вступая на путь конфронтации с законом, и способствующая формированию у них самостоятельности, осознанию прав и обязанностей гражданина.

Главным принципом проведения правовой практики является принцип сотрудничества воспитанников и специалистов центра, уважение мнения детей и подростков. Ключевым понятием является толерантность мышления как необходимое условие успешного осознания рассмотренных тем. Другим не менее важным понятием является справедливость, потому что его использование даёт возможность осознать следующий основополагающий принцип: «Обеспечение прав другого человека является гарантией осуществления твоих собственных прав».

С целью изучения уровня сформированности правовых знаний и правовой культуры несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию была проведена анкета для воспитанников (Приложение 1). Результаты анкеты показали низкий уровень правовых знаний и правовой культуры у воспитанников.

Правовая практика включает в себя различные мероприятия: организация детской правовой службы, участие в конкурсах, организация работы почты доверия, занятия в школе безопасности, участие в он-лайн вебинарах, выпуск стенгазет, информационных бюллетеней, тренинги и т.д. Правовая практика включает игровые методы и приемы. Игровые методы вызывают непосредственные яркие эмоции у детей, субъективный отклик по тематике занятия или мероприятия, способствуют лучшему запоминанию информации.

Практика «Юный правовед» включает работу с родителями. Содержание работы направлено на работу с родителями по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье. Работа осуществляется по направлениям. Первое направление информационно-педагогическое взаимодействие (педагогическое просвещение родителей по вопросам правового воспитания). С родителями разные специалисты проводят консультационные беседы, они участвуют в он-лайн вебинарах, посещают день открытых дверей, работает «Библиотека для родителей» и т.д. Коррекция типов семейного воспитания и выстраивание диады родители-ребенок – это второе направление работы с родителями по разрешению конфликтных ситуаций в семье и гармонизации отношений. В рамках практики с родителями организуются тренинги, которые включают правовой компонент.

В рамках реализации практики применялись следующие формы и методы работы:

- групповые: экскурсии, семинары, конференции, встречи, круглые столы, занятия, тренинги, он-лайн-вебинары, кинолектории.

- индивидуальные: профилактические беседы, консультации.

Практика реализуется по следующим направлениям:

Работа с воспитанниками центра, направленная на формирование законопослушное поведение и гражданскую ответственность, правовое самопознание, профилактику правонарушений, безопасности жизни.

Работа с родителями по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.

Главный результат:

- у 81,1 % воспитанников произошло повышение уровня знаний и культуры в правовой сфере;

- у 88,3 % воспитанников произошли изменения в личностно-эмоциональном развитии: повысился уровень адаптированности к условиям жизни; появилась самостоятельность суждений и деятельности; стремление к самореализации в рамках правового поля;

Дополнительные результаты:

- у 84% родителей, особенно в семьях, находящимися в социально – опасном положении сохраняется положительная динамика в вопросах воспитания детей, и социально-адаптированного образа жизни;

- 344 ребенка участвовали в реализации практики;

- 289 семей были участниками практики «Юный правовед»;

- 288 мероприятий практики «Юный правовед» было проведено с 2021 года;

- 8 побед и участие в конкурсах воспитанников правовой службы «Юный правовед» (Приложение 2):

  1. V Краевой слёт детских правовых служб (19.11.2021 г.)
  2. Краевой конкурс творческих работ на лучший информационный буклет «Правовая помощь подростку» (26.10.2021-14.11.2021 г.)
  3. Творческий конкурс на лучший девиз детских правовых служб в районах Алтайского края (20.08.2021г.)
  4. Краевой конкурс «Фото-проект об истории создания детских правовых служб в каждом районе Алтайского края» (16.06.2021 г.)
  5. Онлайн – марафона «Могу сказать!» (01.06.2022 г.)
  6. Краевой конкурс на лучшую эмблему детских правовых служб Эмблем (8.07.2022 г.)
  7. Творческий конкурс «Выбираю безопасность» (01.08.2022-25.08.2022 г.)
  8. VI Слёт детских правовых служб Алтайского края (18.11.2022 г.).

Стоимость реализации: До 500 тысяч

Организации участники

В процессе составления и реализации программы были привлечены специалисты из муниципальных, правоохранительных и надзирающих служб города:

КГБУЗ «Городская детская больница»;

ОУУП и ПДН г. Бийска;

КГБУЗ «Наркологический диспансер города Бийска»;

Межрайонный следственный комитет;

Прокуратура города Бийска.

Особенности внедрения

Чтобы внедрить практику в другом регионе можно:

- Составление аналогичной практики с учетом условий региона

Помощь при внедрении
Готовы оказать методическую поддержку при внедрении практики

Этапы реализации

Практика реализуется 1 год

Практика «Юный правовед» имеет следующие этапы реализации

Организационный этап

- разработка практики по формированию правовых знаний и развитию правовой культуры несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- проведение презентации практики для специалистов центра, участвующих в реализации практики «Юный правовед» и специалистов центров-партнеров.

Диагностический этап

- проведение диагностических исследований уровня сформированности правовых знаний и умений, уровня развития правовой культуры несовершеннолетних;

- количественная и качественная обработка результатов, формулирование выводов по результатам диагностического исследования.

Практический этап

- реализация практики «Юный правовед»;

- освещение в СМИ, социальных сетях, на сайте центра реализации практики «Юный правовед» (Приложение 3);

- разработка методических материалов по реализации программы (Приложение 4, 5);

- издание информационно-просветительских материалов (Приложение 6).

Аналитический этап

- проведение промежуточной, итоговой диагностики уровня сформированности правовых знаний и умений, уровня развития правовой культуры несовершеннолетних;

- составление аналитического отчета о реализации практики в конце года (Приложение 7).